Вернуться к обычному виду

О работе Думы V созыва

КРАТКИЙ ОБЗОР
О РАБОТЕ ДУМЫ ГОРОДА БРАТСКА ПЯТОГО СОЗЫВА


Политический путь Думы города Братска пятого созыва проходил в сложных политических и социально-экономических условиях. Это был период активной работы представительного органа, поиска компромисса и одновременно – непримиримой позиции в отстаивании противоположных точек зрения и столкновению мнений в рядах депутатского корпуса.

2009-2010 год

11 октября 2009 года состоялись выборы мэра города и депутатов Думы Братска пятого созыва. В представительный орган города избрано 25 депутатов, из них 15 впервые стали народными избранниками. В Думу пришли: 20 членов ВПП «Единая Россия», три члена партии «Справедливая Россия», один член ЛДПР, один член КПРФ.
Свою работу Дума пятого созыва начала в разгар финансового кризиса, который существенно повлиял на финансирование основных городских программ. Тем не менее, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, городу удалось выполнить большинство своих обязательств. В 2010 году, анализируя последствия финансового кризиса, особое внимание депутаты уделили рассмотрению главного финансового документа города. Одним из главных вопросов 2010 года стало теплообеспечение Правобережного округа. После долгих обсуждений было принято решение о компенсации части средств за коммунальные услуги за счет городского бюджета.
В 2010 году резко обострилась общественно-политическая обстановка, вызванная отставкой действующего мэра, досрочными выборами главы муниципального образования и почти полной сменой руководства в исполнительном органе власти. В этой связи активно обсуждается структура администрации города Братска и механизм работы с представительным органом.
В соответствии с требованиями 131-ФЗ в компетенцию городской Думы включено положение о заслушивании ежегодных отчетов мэра города Братска о результатах его деятельности, деятельности администрации города Братска, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой города Братска. Этими нормами, соответственно, дополнена и статья 35 «Мэр города Братска». Кроме того, Устав дополнен положениями, уточняющими состав территориальных округов города Братска, нормами об удалении мэра города Братска в отставку. Органы местного самоуправления наделены полномочием на утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и проведение соответствующих мероприятий. Началась активная работа по разработке и приведению муниципальных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством.
Впервые применена такая форма работы, как «Депутатский час». В течение года в рамках «Депутатского часа» были рассмотрены проблемы в сфере дошкольного образования, а также состояния экологической обстановки города. С этого момента в Думе начинается планомерная работа по решению проблем ликвидации очереди в детские сады. Также по инициативе депутатов отчеты руководителей градообразующих предприятий перед Думой становятся регулярными. В дальнейшем рекомендации «Депутатского часа» стали ориентиром в работе местной власти.


2011 год

2011 год стал одним из самых трудных для Братска. После ареста мэра города по обвинению в получении взятки в целях стабилизации политической ситуации депутаты приняли решение о смене модели управления, предусматривающей принципиальное изменение избрания руководителей органов местной власти.
Высшее должностное лицо - глава муниципального образования (мэр) избирается из числа депутатов. При этом он осуществляет полномочия председателя Думы и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
В данной модели управления городом исполнительный орган власти (администрацию) возглавляет глава администрации (сити-менеджер). Он избирается по конкурсу и назначается на должность решением городской Думы. По сути, глава администрации является управленцем, нанятым для решения хозяйственных вопросов. В соответствии с договором перед ним поставлены задачи по решению вопросов местного самоуправления. Круг этих вопросов четко определен городским Уставом.
В данной модели только четкое разграничение полномочий, политика невмешательства в работу другого органа власти должны обеспечить решение задач в соответствии с определенным законом кругом полномочий.
5 апреля 2011 года на публичных слушаниях горожане поддержали предложение депутатов и 29 апреля 2011 года решением Думы города Братска были внесены изменения в Устав муниципального образования города Братска.
Принятие Думой города Братска V созыва смелого решению по изменению модели управления позволило стабилизировать обстановку и добиться планомерного решения вопросов местного значения. Вместе с тем, изначально было определено, что это решение - временное, и к окончанию срока полномочий городской Думы прямые выборы мэра должны быть возвращены.
Лесные пожары 2011 года стали главным испытанием в 2011 году. С целью предотвращения подобной ситуации в последующем был проведен глубокий анализ причин возникновения чрезвычайной ситуации, по итогам которого в 2012 годы органами власти города были предприняты действенные меры.
Для решения актуальных задач местного самоуправления в 2011 году в работе Думы пятого созыва были применены новые, альтернативные методы решения, используемые в других муниципалитетах. Так, из опыта Владивостока в Братске появилось решение о наказах избирателей. Из опыта Новосибирска – внедрение альтернативных форм дошкольного образования. Из опыта Омска – комплексное благоустройство микрорайонов и строительство быстровозводимых спортивных сооружений (спортивных залов, крытых ледовых площадок). Из опыта Санкт-Петербурга – автоматизированные системы контроля и управление качеством атмосферного воздуха.
В сложных экономических условиях городской власти удалось добиться продвижения по многим вопросам. Так, средняя заработная плата сотрудников бюджетной сферы возросла в среднем на 17,7% сравнению с 2010 годом. Завершен переход бюджетных учреждений на НСОТ - новую систему оплаты труда.
Среди несомненных достижений 2011 года - конструктивное сотрудничество руководства города с крупными предприятиями города - компаниями РУСАЛ и Группой «Илим». Результатом его явилось заключение соглашения о взаимном сотрудничестве с Группой «Илим» на 5 лет (2011-2015 годы), в рамках которого предприятие ежегодно планирует выделять по 100,0 млн.рублей в год. В 2011 году Благотворительным фондом «Илим-Гарант» на реализацию социальных проектов города направлено 104,9 млн.руб.
В 2011 году в городской Думе активно обсуждается вопрос о перераспределении экологических платежей. Согласно действующему законодательству, в городскую казну поступает 40% всех платежей от предприятий-загрязнителей, 40% отправляется в регион, и 20% — в федеральный бюджет. Думой города Братска в адрес Законодательного Собрания направлено предложение о выходе с законодательной инициативой о перераспределении размеров платежей (увеличении размера платежей, поступающих в местный бюджет). Значительно продвинулось решение вопроса приобретения станции экологического мониторинга. К концу года уже разработано техническое задание, сформированы предложения для включения в заявку на размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку передвижной лаборатории экологического контроля атмосферного воздуха.

2012 год

В муниципальном образовании появилась новая официальная награда - почетный знак «За заслуги перед городом Братском». 19 октября 2012 года почетный знак «За заслуги перед городом Братском» с присвоением регистрационного номера 7988 внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.
Законодательная инициатива о перераспределении размеров экологических платежей депутатов других регионов позволила добиться положительного решения. В соответствии с принятыми Государственной Думой изменениями в Бюджетный кодекс с 1 января 2016 года сокращаются нормативы зачисления платежей за негативное влияние на окружающую среду в федеральный бюджет с 20% до 5% одновременным увеличением данных платежей в бюджеты городских округов с 40% до 55%.
В соответствии с принятыми решениями заслушаны отчеты о результатах деятельности мэра города Братска (26 марта 2012 года в ТКЦ «Братск-АРТ») и главы администрации (7 декабря 2012 года в конференц-зале Думы города Братска). По итогам отчета руководителя исполнительного органа депутатами сформированы рекомендации, в числе которых:
осуществлять планирование деятельности администрации города Братска по достижению показателей социально-экономического развития города Братска;
рассмотреть возможность подготовки в 2013 году проекта решения Думы города Братска «О бюджете города Братска на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов»;
обеспечить доступность информации для жителей города Братска о состоянии очередности в МДОУ города Братска, а также — очередности на переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске.
Продолжена деятельность рабочих групп: по определению статуса поселка условно именуемого «Новая Стениха», по вопросу приобретения станции мониторинга за состоянием окружающей среды, по вопросу изучения ситуации, сложившейся в системе холодного водоснабжения и водоотведения в городе Братск, по финансированию из средств городского бюджета футбольной команды «Сибиряк».
Осенью 2012 года депутатский корпус настойчиво поднимал тему повышения заработной платы работникам дошкольного образования. По итогам проведенной работы: произведено увеличение в 1,05 раза размеров окладов (должностных окладов) педагогических работников муниципальных учреждений дошкольного и дополнительного образования детей с 01.09.2012; увеличение в 1,06 раза размеров окладов (должностных окладов) работников муниципальных учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, не относящихся к категории педагогических работников с 01.10.2012; увеличение заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного и дополнительного образования детей до уровня средней заработной платы в сфере образования в Иркутской области.


2013 год

2013 год стал одним из самых сложных в истории Думы пятого созыва в связи с развитием конфликта между исполнительным и представительным органами власти.
Так, с опозданием был внесен план социально-экономического развития Братска на 2013-2017 годы, который был принят лишь в июне 2013 года. С опозданием (в январе 2013 года) был принят и главный финансовый документ, который впервые был сформирован на трехлетний период (2014 год и плановый период 2015-2016 гг.).
Особое внимание депутатский корпус уделил контролю за исполнением решений Думы, а также – анализу эффективности работы исполнительного органа. Были рассмотрены вопросы перевода многоквартирных домов на непосредственное управление, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, безопасности населения, переселения жителей поселка Чекановский, благоустройства автостанции, отказа от применений противогололедного реагента «Бионорд».
Самым обсуждаемым документом 2013 года стал Устав Братска. Работа над его доработкой велась в течение года – вносились изменения в соответствии с изменением федерального законодательства, согласовывались формулировки, изменяющие модель управления и возвращающие прямые выборы градоначальника. Еще одна корректировка коснулась изменения системы выборов в Братске мажоритарной на смешанную. Следующие выборы в городскую Думу будут проходить но новой системе, при которой 12 депутатов будут избираться по одномандатным округам , остальные 13 - по партийным спискам.
В 2013 году внесены изменения в решение Думы о предоставление льгот отдельным категориям граждан, это позволило значительно расширить перечень льготополучателей.
Решен вопрос территориальной принадлежности поселка Новая Стениха. Благодаря настойчивости депутатов проблему, которая мешала жителям поселка совершать юридические операции со своей недвижимостью почти 17 лет, удалось решить. Депутатами была достигнута договоренность с властями Кузнецовского сельского поселения и Братского района об изменении своих границ. Это позволило обозначить границы Новой Стенихи. В мае 2013 года депутаты приняли решение «О согласии на изменение границ муниципального образования города Братска». В рамках федерального законодательства полномочиями на присоединение поселка к городу Братску обладает Законодательное Собрание Иркутской области. На основании этого 19 февраля 2014 года депутаты Законодательного Собрания Иркутской области внесли изменения в областной закон, описывающий границы Братска с учетом изменения, включающих поселение Новая Стениха в границы города. 6 марта 2014 года закон был подписан Губернатором Иркутской области.
Также депутаты пятого созыва положили начало работы по формированию в Братске новой концепции молодежной политики. Специалистами городской администрации проведены исследования, результаты которых послужили основанием для корректировки показателей-индикаторов по реализации мероприятий в сфере молодежной политики и формирования новой молодежной программы. Итоговый документ был одобрен на заседании Общественного Совета при мэре города Братска в октябре 2013 года.
После выборов в Законодательное Собрание Иркутской области депутатам, представляющим город Братск в областном парламенте, направлены наказы по решению актуальных вопросов муниципалитета от коллег – депутатов городской Думы.
В июне 2013 года в Братске создана Братская межрайонная природоохранная прокуратура. В рамках взаимодействия контролирующего органа и Думы города Братска между сторонами было заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым природоохранная прокуратура участвует в нормотворческой деятельности городской Думы, включая участие в ее мероприятиях , а также проявляет правотворческую инициативу в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В конце 2013 года за счет федерального гранта Братского Государственного Университета в город поступила автоматическая станция мониторинга окружающей среды.

Заключение

В течение 2009-2013 годов органам местного самоуправления удалось добиться продвижения во многих актуальных городских вопросах — это почти полная ликвидация очередности в детские сады для детей в возрасте от трех до семи лет, поступательные шаги по созданию системы экологического контроля, утверждение новой программы молодежной политики Братска, увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы и др.
Среди основных принципов работы депутатского корпуса пятого созыва - открытость, доступность, широкое информирование жителей города о своей деятельности, применение новых форм работы. Впервые в Братске была изменена система управления городом, имеющие свои «плюсы» и «минусы». Несомненным «плюсом» является наличие реального контроля действий администрации со стороны представителей горожан – депутатов. Городская Дума юридически и фактически контролирует городскую администрацию и принимает решения, не испытывая давления со стороны мэра (как это было бы в случае, если бы мэр возглавлял исполнительный орган). Очевидный «минус» в том, что мэр города, возглавляющий городскую Думу и представляющий город Братск перед органами государственной власти, не имеет права вмешиваться в работу исполнительной власти и, соответственно, влиять на качество и своевременность исполнения принятых решений и поставленных задач. Именно эти особенности новой модели управления и стали, вероятней всего, причиной конфликта во власти. Долгое время его удавалось держать в рабочих рамках, когда наличие противоречий не мешало работать, а наоборот - придавало сил и мотивации депутатам и администрации. Но вопрос о возвращении прямых выборов мэра стал «основной точкой кипения» и причиной окончательного раскола в городской Думе.
Результатом этого стало досрочное прекращение работы представительного органа Братска. 31 января 2014 года восемь депутатов сложили свои полномочия, а 27 марта 2014 года Иркутский областной суд принял решение о признании неправомочным состава Думы города Братска пятого созыва.
Выборы нового состава городской Думы состоятся 14 сентября 2014 года. Перед народными избранниками шестого созыва уже стоит немало задач. Их решение будет зависеть от того, насколько работоспособной и организованной командой станут будущие депутаты.